Плёсская инициатива: развитие ответственного туризма
(Проект «Потаённая Россия»)
«Потаённая Россия» - это проект развития новой для России разновидности туризма, получившей название ответственный туризм. Ответственный туризм, в противоположность привычному экскурсионному, делает ставку не на яркие достопримечательности, а на знакомство с повседневной жизнью посещаемой территории, не на изоляцию гостей в специальных туркомплексах, а на их тесный контакт с местным населением, не на искусственно разработанные развлечения, а на изучение живых традиций, погружение в естественную архитектурную, культурную и природную среду.

Основные усилия по развитию ответственного туризма на той или иной территории направлены на выращивание органичной для неё инфраструктуры гостеприимства и на системное информационно-маркетинговое продвижение данной территории как по-своему уникального, заслуживающего уважительного интереса и посещения уголка России.

Ответственный туризм – некапиталоёмкая разновидность туризма, которая может успешно развиваться и на тех территориях, которые с точки зрения привычных видов массового туризма признаны малоперспективными.

Понятие ответственного туризма обобщает новейшие тенденции в развитии туристической практики Западной Европы и США, где туристическая привлекательность напрямую связана с привлекательностью образа жизни, а не с количеством и качеством экскурсионных объектов.

Развитие ответственного туризма, в отличие от обычного, носит экстенсивный характер: вместо высокой концентрации капиталовложений в туристических центрах новый подход к туризму требует прямо противоположного - избегать чрезмерного инвестиционного вмешательства, могущего нанести ущерб идентичности территории, и стремиться к достаточному (пусть даже минимальному) туристическому обустройству обширных регионов страны.

Развитие ответственного туризма, не связанное со сверхконцентрацией туристических потоков, но ориентированное на организацию доступной и дружелюбной для туристов среды на больших территориях, поможет достичь подлинной массовости въездного и внутреннего туризма в России.

Проект «Потаённая Россия» основан на успешном двадцатилетнем опыте развития ответственного туризма в Плёсе.

Семь парадоксальных принципов ответственного туризма, выработанных на основе десятилетнего плёсского опыта, были сформулированы А.В. Шевцовым 25 октября 2012 года в докладе на Втором конгрессе Ассоциации новаторских городов:

Первый принцип. Минимум вмешательства в архитектурную и природную среду. Избегайте чрезмерного инвестирования и избыточного благоустройства.

Второй принцип. Культивирование отличий. Выбирайте собственный вектор развития и не усердствуйте со стандартизацией.

Третий принцип. Увеличение масштаба. Малые города надо показывать медленно и через увеличительное стекло, их привлекательность — в мелких деталях, тонких рисунках, неярких красках.

Четвёртый принцип. Географические открытия. Предоставьте гостям для изучения всю территорию, а не только туристический фасад.

Пятый принцип. Осмысленность праздников. Они должны сформировать неповторимый рисунок местного календаря.

Шестой принцип. Органичность мифов. Органически выращенные мифы и бренды полезнее скороспелых и искусственно привнесённых.

Седьмой принцип. Жизнь важнее туризма. Интересы местного населения приоритетны по отношению к запросам гостей.



В Плёсе в соответствии с технологией и алгоритмом проекта «Потаённая Россия/Hidden Russia»

созданы/разработаны:

1. Календарь Событий (Local Signature Events) с целым рядом культурных мероприятий всероссийской значимости,

2. Карты и краткие Путеводители (Local Maps and Guide Brochures),

3. Словарик Местного Говора (Local Vocabulary) «Учимся говорить по-плёсски»; готовятся брошюры "Местные Сказки и Легенды» ( Local Tales and Legends) и брошюры «Природа Здешних Мест» (Local Nature Guide);

4. Заведения Местной Кухни и стрит-фуд Сытный Угол (Local Style Dining & Food Corner), призванные придать местным кулинарным традициям цивилизованный вид и всероссийское реноме,

5. Историческая ярмарка «Калашная улица» и Местные Сувениры (Shopping Street and Local Souvenirs), закрепляющие идентичность территории в системе защищённых брендов,

6. Старинные дачи и Гостевые дома (Local Style Accommodation: Period Dachas & Guest Houses), создающие условия для приезда внимательных и ответственных туристов,

7. Сфера здорового досуга (Sports & Activities), создающая правильные стимулы для местной и приезжей молодёжи (горнолыжный парк «Милая гора»);

8. Образцовые проекты Традиционных Домов (Traditional Homes), должным образом ориентирующие инвесторов и застройщиков и препятствующие засорению территории некачественными постройками,

9. Маршруты Изучения Окрестностей (Hidden Russia Routes), дающие систему координат и смысловые ориентиры для углублённого погружения в территорию,

10. Концепция и территориальная схема комплексного развития территории по правилам ответственного туризма – проект «Республика Плёс» (Concept and Zoning Map of the Plios Republic Development Project – in accordance with Responsible Tourism Principles) – именно эти материалы легли в основу заявленного Плёсом перечня проектов, участвующих в ФЦП и схемы локализации Плёсского туристического кластера.



Идеология ответственного туризма и основанный на ней бренд «Потаённая Россия» призваны решить задачу, оказавшуюся не по силам «Золотому кольцу»: задачу привлечения в российскую провинцию иностранных туристов. Сейчас иностранцам, судя по статистическим данным, хорошо знакомы только два туристических бренда России – Москва и Петербург. Быть может, вскоре на мировую сцену выйдут ещё два – Сочи и Владивосток. Но мощного бренда, продвигающего российскую провинцию, так и не сложилось.

Проект «Потаённая Россия» в корне меняет подход к продвижению российской провинции иностранцам: вместо создания специального «глянцевого» туристического маршрута в провинции («Золотое кольцо») зарубежным туристам будет предлагаться глубинка «как она есть», сильная не внешним блеском и экскурсионным богатством (это следует оставить столицам), а неспешным ритмом жизни, душевной теплотой жителей, всеми слагаемыми вновь обретаемого провинциальной Россией «искусства жить».

Проект «Потаённая Россия» призван продвигать не какой-то один регион или территориальную группу регионов. Участниками проекта в недалёком будущем могут стать многие субъекты Российской Федерации и муниципалитеты.

В заключение - цитата из американского журнала «Путешествия и досуг» (Travel & Leisure), которая прекрасно иллюстрирует особенности плёсского подхода к туризму. В 2010 году влиятельный журнал, выходящий в США тиражом более полутора миллионов экземпляров, включил Плёс в перечень 25-ти курортных местечек Европы, не испорченных туризмом. Описание Плёса в журнале звучит так: «Когда русские олигархи хотят отдохнуть за городом, они едут в Плёс. К счастью, он не утратил своего славянского очарования: пахнет дымком от русских печей, на улице торгуют волжскими копчёными лещами, местные бабушки несут корзины лисичек мимо старых купеческих домов».